Творческое наследие Б.А. Мокроусова в фондах Российского государственного архива литературы и искусства.
Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) – крупнейшее хранилище документов по истории отечественной литературы и общественной мысли, истории театра, кино, изобразительного искусства и, конечно же, музыки. В его 2970 фондах насчитывается свыше 1 млн. 200 тыс. единиц хранения. Хронологические рамки собранных документов охватывает преимущественно три столетия – с XVIII по XX, но основная часть материалов относится к веку двадцатому. Документы по истории отечественной музыки содержатся в фондах П.И. Чайковского, С.И. Танеева, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева, Р.М. Глиэра, В.Я. Шебалина, Д.Б. Кабалевского, Н.Я. Мясковского, И.О. Дунаевского, Д.Д. Шостаковича, в фондах Государственного музыкально-педагогического училища им. Гнесиных. (1280 ед. хр), Государственного музыкального издательства (4164 ед.хр.), журнала «Советская музыка» (2355 ед. хр.) и др.Среди большого количества ценных личных музыкальных архивов хочется отметить фонд № 3067 Бориса Андреевича Мокроусова (14.02.1909-27.03.1968) – известного советского композитора, лауреата Государственной премии СССР (1948), заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР (1962), автора многочисленных лирических песен, популярной музыки к кинофильмам, оперетт, симфонической и эстрадной музыки.
Б. Мокроусов родился в 1909 году в Нижнем Новгороде (р-н Канавино), в семье железнодорожника. Имея хороший слух, он сам научился играть на рояле и стал участвовать в музыкальной самодеятельности железнодорожного клуба «Спартак», а впоследствии «иллюстрировал в клубе кино-сеансы» («Музыканты-комсомольцы Москвы», М., 1938, с.23). В 1926 г. Б. Мокроусов поступил в Горьковский музыкальный техникум по классу фортепиано, а в 1930 г. – на музыкальный рабфак при Московской консерватории. Через год он был переведен на композиторский факультет консерватории, которую закончил в 1936 году по классу композиции у Н.Я. Мясковского. В 1930-х годах Б. Мокроусовым были написаны скерцо для струнного квартета, «Пионерская сюита» для симфонического оркестра, концерт для тромбона с оркестром, симфоническая поэма и другие произведения. Совместно с В. Энке он написал оперетту «Дружная горка», исполнявшуюся на радио, а также работал над музыкой к спектаклям «Аристократы», «Поднятая целина» и «Без вины виноватые».
В конце 1930-х годов композитор начал писать оперу «Чапаев». Работа над ней была прервана войной – Б. Мокроусов был откомандирован в распоряжение политуправления Черноморского флота, а затем переведен в Главное политуправление РККА в Москву. Опера «Чапаев» была завершена в 1942 г. и поставлена впоследствии на сцене Саратовского театра оперы и балета, Московского музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко и в других театрах. В 1947 г. Б. Мокроусовым была написана оперетта «Роза ветров» (либретто И. Луковского).
Наибольшую популярность принесли композитору созданные им песни. В 1940-е – 1960-е годы Б. Мокроусовым были написаны десятки песен, многие из которых стали советской песенной классикой. Это «Одинокая гармонь», «Сормовская лирическая», «Костры горят далекие», «Лучше нету того цвету», «Песенка фронтовых шоферов», «Песня защитников Москвы», «Море шумит», «Вьется вдаль тропа лесная», «Назначай поскорее свидание», «Милый мой живет в Казани» и другие. В 1948 г. его песни «Заветный камень», «Хороши весной в саду цветочки», «О родной земле» и «Одинокая гармонь» были отмечены Сталинской премией СССР.
Б. Мокроусов известен также как создатель музыки к спектаклям, кинофильмам, радиокомпозициям. Им написана музыка для спектаклей «Свадьба с приданым», «У стен Ленинграда», «Белые облака», «Где эта улица, Где этот дом?», «Голос Америки», «Три поросенка» и др.; для кинофильмов «Весна на Заречной улице», «Ревизоры поневоле», «Сталинград», «Неуловимые мстители» и т.д.
Подавляющее большинство произведений композитора сохранилось в его архиве. Они представлены, в основном, автографами и рукописями. Не обнаружены среди документов архива лишь несколько произведений 1930-х годов (в частности «Антифашистская симфония», балет «Блоха», «Концерт для тромбона с олркестром»). Есть в архиве и неоконченные произведения Б. Мокроусова, наброски музыкальных фраз на присылавшихся ему в изобилии стихотворных текстах. Кстати, композитор в большинстве случаев принимал участие в доработке, переделке текстов и следы этой работы также сохранились в материалах архива.
Документы Б.А. Мокроусова были переданы в РГАЛИ в 1988 г. сестрой фондообразователя О.А. Мокроусовой. Опись фонда Б.А. Мокроусова (№3067) включает 273 ед. хр. за 1910-1987 годы и состоит из восьми разделов.
Первый раздел описи – нотные рукописи композитора - разбит на три подраздела в зависимости от жанра произведения. В каждом подразделе произведения расположены в хронологическом порядке.
В первый подраздел «Сценические произведения» вошли опера «Чапаев», балет «Комсомолия», оперетта «Роза ветров», музыка к спектаклям, фильмам, радиопередачам.
Во второй подраздел «Инструментальные произведения» вошли единственная симфония, «Пионерская сюита», произведения для симфонического и эстрадно-симфонического оркестров, ансамбли, произведения для фортепьяно.
В третьем подразделе «Вокальные произведения» расположены многочисленные песни Б.А. Мокроусова, а также обработки народных песен.
Во второй раздел вошли рукописи Б.А. Мокроусова, расположенные по хронологии, которые представлены статьями, заметками, юношескими дневниковыми записями 1927-1928 годов, либретто оперы «Чапай» и др.
Третий раздел описи содержит письма Б.А. Мокроусова, систематизированные по алфавиту фамилий адресатов.
В четвертый раздел вошли письма Б.А. Мокроусову, систематизированные по алфавиту фамилий корреспондентов. Среди авторов писем к Б.А. Мокроусову – Е.А. Долматовский, О.Я. Колычев, М.Л. Матусовский, И.А. Пырьев и др. В конце раздела помещены поздравительные письма и телеграммы учреждений Б.А. Мокроусову.
Пятый раздел включает документы к биографии Б.А. Мокроусова. Сюда вошли афиши и программы спектаклей, концертов, рекламные проспекты фильмов, договоры на издание произведений Б.А. Мокроусова и др. Документы систематизированы в хронологическом порядке.
Среди собранных материалов, составляющих шестой раздел, литературный сценарий Ф.Е. Миронера к фильму «Весна на Заречной улице», либретто И.В. Луковского для оперетты Б.А. Мокроусова «Роза ветров», стихотворения Л.И. Ошанина, М.С. Пляцковского, Ц.С. Солодаря, предлагающих свои произведения как возможные тексты для песен Б.А. Мокроусова и др.
Седьмой раздел описи «Материалы о Б.А. Мокроусове» содержит статьи и заметки о жизни и творчестве композитора.
Изобразительные материалы, составляющие 8 раздел, представлены фотографиями фондообразователя. Есть его детские фотографии, фотографии с родственниками, а также в группах с В.Э. Мейерхольдом, В.И. Мурадели, Т.Н. Хренниковым, А.Э. Спадавеккиа, Г.К. Отсом и др.
Ознакомиться с этими документами можно в читальном зале архива, который расположен по адресу: 125212 Москва, ул. Выборгская, д.3, корп.2. Читальный зал работает каждый день, кроме субботы и воскресенья, первый рабочий день месяца – санитарный, в августе читальный зал не работает.
Тел. для справок : 159 75 13, тел/факс 159 73 86, E-mail: rgali@satel.ru
Заместитель директора РГАЛИ Злобина Галина Рауфовна